Особенности деятельности летчика при использовании инструментальных способов захода на посадку
Остановимся на принципиальных особенностях деятельности летчика при использовании разных способов захода на посадку.
Заход на посадку в позиционном режиме — сложная задача для летчика любой квалификации. И хотя наличие информации о положении самолета относительно заданной траектории полета и освобождает летчика от необходимости выполнять некоторые мыслительные операции, все же осуществлять пилотирование только на основе этой информации летчик не может. Во-первых, позиционные планки отклоняются лишь тогда, когда уже имеются ошибки в выдерживании траектории захода, соответственно и информацию о результатах управляющих воздействий на самолет по планкам летчик получает с большим запаздыванием. Во-вторых, летчик вынужден использовать еще информацию о курсе или курсовом угле радиостанции, чтобы ясно представлять положение самолета относительно оси ВПП, а также контролировать вертикальную скорость (по вариометру) или угол тангажа (по авиагоризонту) , поскольку глиссадная планка положения не дает информации об угле тангажа и поэтому не позволяет прогнозировать движение самолета в вертикальной плоскости.
Таким образом, использование позиционных планок не освобождает летчика от необходимости воспринимать и перерабатывать информацию от нескольких приборов для формирования управляющих воздействий на самолет. В целом для позиционного режима специфичен вынужденный порядок сбора информации. Уменьшение доли внимания тому или иному прибору часто диктуется отсутствием времени, а не уменьшением потребности в информации.
В полуавтоматическом (директорном) режиме управления выдача обработанных вычислителем командных пилотажных сигналов освобождает летчика от необходимости самому перерабатывать и обобщать отдельные пилотажные сигналы. Преимущества управления по директорным сигналам выражаются в облегчении действий летчика, в частности, за счет уменьшения количества переносов взгляда между пилотажными приборами по сравнению с позиционным режимом (табл., 2.1).
Естественно, что, пилотируя в директорном режиме, летчик по — иному организует сбор информации; преобладающая доля фиксаций взгляда приходится теперь на командно-пилотажный прибор (75—85% времени полета), причем половина этого времени приходится на контроль за директорными стрелками.
Высокая концентрация внимания на директорных стрелках приводит к значительным перерывам восприятия таких приборов,-
как вариометр, высотомер (табл. 2.2). Такое перераспределение внимания вытекает из потребностей пилотирования.. Оно необходимо для обеспечения высокой точности управления в директор — ном режиме. Таким образом, первая принципиальная особенность директорного режима управления по сравнению о позиционным, которую необходимо иметь в виду при обучении летного состава, состоит в высокой сосредоточенности внимания’ на КПП за счет снижения доли внимания к другим пилотажным приборам. Сосредоточение внимания на директорных стрелках (и это подтверждает опыт эксплуатации САУ) мешает поддержанию четкого представления о пространственном положении самолета.
При полуавтоматическом управлении в сознании летчика происходит как бы подмена привычного образа полета (включающего представление о пространственном положении самолета) приборным аналогом в виде директорных стрелок. Доказательством того, что летчик при пилотировании в директорном режиме снижает контроль за пространственным положением, могут служить данные летных экспериментов: при имитации отказов курсоглиссад — ных маяков, сигналы от которых индицируются на КПП планками положения по глиссаде и курсу, и при введении отказов авиагоризонта летчики длительное время не замечали их (табл. 2.3).
3* |
т
Таблица 2.3 Показатели избирательности восприятия директорией информации
|
Кроме того, в директорном режиме контроль параметров полета по пилотажным приборам является пассивным и поверхностным. Это происходит потому, что если в позиционном реяшме управления информация, например о крене, использовалась летчиком для пилотирования, то в директорном — только для справки. Результаты экспериментов также показывают: несмотря на тот факт, что в директорном реяшме’ управления количество активно контролируемых приборов значительно уменьшается, внимание летчика не высвобождается. Причина этого кроется в том, что вся информация для построения — управляющих движений поступает от директорных стрелок. Поскольку отклонение директорных стрелок происходит гораздо быстрее, чем стрелок на обычных приборах, летчик вынужден постоянно за ними «гоняться». Изменение двигательных действий летчика заключается в том, что в директорном режиме пилотирования он не предупреждает отклонение стрелок, а следует за ними. Это — вторая принципиальная особенность, которую внесла автоматизация»обработки информации и без учета которой трудно понять, почему летчик стал пассивен при контроле пилотажных приборов.
Преимущества директорных сигналов для управления очень быстро усваиваются летчиками. Это видно из анализа структуры сбора полезной информации двумя группами’летчиков: только приступивших к освоению полуавтоматического режима и имевших опыт его эксплуатации (табл. 2.4).
Таблица 2.4 , Распределение времени (%) контроля основных пилотажных приборов на посадочной прямой в директорном режиме управления в зависимости от опыта полетов
|
Как видно из табл. 2.4, по мере приобретения опыта доля внимания, уделяемая КПП, увеличивается, что является показателем повышения доверия к директорным. сигналам. Так, время, уделяемое командно-пилотажному прибору между ДПРМ и БПРМ, у опытных летчиков составляет 82% общего времени контроля приборов против 52% у летчиков, осваивающих систему директорного управления. ■
Определенный интерес представляют данные, характеризующие периоды дискретности восприятия приборов (табл. 2.5). Их мож-
Т а б л и ц а 2.5 Интервалы (с) между фиксациями взгляда на приборах в директорном режиме управления в зависимости от опыта полетов с использованием ДУ
|
но рассматривать как отражение изменения информационной значимости каждого прибора. Цифры показывают, в частности, что у опытных летчиков в директорном режиме управления резко возрастает дискретность восприятия вспомогательных приборов.
Из всего сказанного вытекает важный вывод, что главным моментом в обучении летного состава пилотированию в директорном режиме является выработка твердых навыков контроля работы директорных стрелок по другим пилотажным приборам.
В автоматическом полете структура распределения внимания существенно отличается от директорного и позиционного режимов. При автоматическом управлении летчик не уделяет преимущественное внимание командно-пилотажному прибору, что имело место в директорном режиме.
Автоматический режим по структуре распределения внимания ближе к позиционному (табл. 2.2). Однако это внешнее сходство не означает совпадения внутреннего содержания восприятия. При позиционном управлении (из-за отсутствия обобщенных пилотажных сигналов) информация от каждого пилотажного прибора необходима для построения двигательных воздействий. Как уже отмечалось выше, для позиционного режима специфичен вынужденный внешними обстоятельствами порядок сбора информации. В автоматическом же. режиме летчик произвольно регулирует восприятие приборной информации, распределяет свое внимание ме-
жду приборами соответственно потребностям ё показаниях каждого из них.
При использовании автоматического и директорного способов ■захода на посадку снижается нервно-эмоциональное напряжение летчика по сравнению с позиционным режимом управления (табл. 2.6).
Таблица 2.6 Показатели нервно-эмоционального напряжения летчика в разных режимах управления
|
Наименьшее напряжение летчик испытывает в автоматическом режиме как благодаря существенному упрощению деятельности, так и вследствие уверенности в точности захода на посадку. Описывая специфику действий в разных режимах управления заходом на посадку, заслуженный летчик-испытатель С. А. Микоян отмечает:
«Разница существенная. Суть этой разницы — в эмоциональной напряженности. В позиционном режиме управления очень напряженная работа, направленная на сравнение целой группы параметров. Почти всегда имеются отклонения, приходится напряженно ждать ВПП, чтобы определить конкретно величину ошибки.
…Наиболее легко с САУ, так как заранее видишь, что заход точный на полосу. При управлении по планкам положения работа летчика наиболее напряженная, так как приходится все время сравнивать положение планок со стрелкой АРК (или курсом) и вариометром. Поэтому ожидание полосы больше ощущается, и при этом летчик опасается неточного выхода и стремится скорее увидеть, где находится ВПП, попадает ли он на нее (особенно если заход был шероховатый). Наиболее легко и спокойно в режиме САУ: летчику легко контролировать правильность захода, поэтому ВПП оказывается там, где ожидалась, и переход к визуальному полету спокойный».
Итак, при пилотировании в автоматическом режиме деятельность летчика характеризуется рядом благоприятных изменений по сравнению с режимом позиционного управления. Прежде всего уменьшается напряжение психических процессов, направленных на переработку информации и формирование образа пространственного положения; кроме того, повышается уверенность в точности управления, а следовательно, в отсутствии рассогласований
между — ожидаемым и реальным положением самолета относительно ВПП; наконец, снижается нервно-эмоциональное напряжение. Вот почему в сложных’ метеоусловиях, особенно при низких метеоминимумах, основным режимом для захода на посадку должен быть автоматический, так как он не только повышает точность управления, но и обеспечивает психофизиологический комфорт.